Один из постоянно повторяющихся тезисов, которые можно встретить на атеистических форумах, — обнаружение разумной жизни на других планетах окончательно похоронит религию. Как пишет один из атеистов, «Выживут ли земные религии, если в космосе найдут разум?.. Прошли те времена, когда Земля считалась центром вселенной, а Солнце, звёзды и Луна — фонариками, подвешенными Творцом для удобства своих любимых детей — людей. Единственных в мире подобных Ему».
Что же, этот вопрос очень интересен — и не только сам по себе, но и тем, что он говорит нам о Великом Мифе об Инопланетянах, который является хотя и не обязательным, но популярным элементом атеистического взгляда на мир.
Рухнет ли христианство от инопланетян?
Итак, сначала ответим прямо и по существу — рухнет ли христианство, если в космосе найдут разумную жизнь? Коротко говоря — нет. Библия вообще не затрагивает вопрос об инопланетной жизни; это и понятно — она обращена к людям и занимается именно их спасением. Есть ли жизнь где-то еще во Вселенной — не тот вопрос, который занимает пророков и апостолов.
В принципе, Бог мог создать разумную жизнь где-то еще. Это не входит в противоречие с библейской картиной мира. Например, известный христианский автор К. С. Льюис в своей «Космической Трилогии» описывает, как могла бы выглядеть разумная жизнь на других планетах в мире, созданном Богом.
Если мы обнаружим такую жизнь — мы просто воздадим славу Богу за многообразные и неожиданные чудеса Его творения. Конечно, обнаружение инопланетян потребует своего богословского осмысления, но не будет чем-то катастрофическим для нашей веры.
Мы можем вспомнить эпоху Великих географических открытий —когда европейцы в Новом Свете наткнулись на высокоорганизованную цивилизацию, которая ни в расовом, ни в языковом, ни в культурном, ни в религиозном смысле не имела с ними ничего общего. Пропасть между мирами была настолько велика, что в наши дни высадку испанцев в Америке сравнивают с высадкой инопланетян. Богословам пришлось даже специально обосновывать, что индейцы — тоже люди, обладающие бессмертной душой. Некоторым европейцам было бы удобнее считать, что это не так.
Возникли и трудности с определением места индейцев в библейской номенклатуре народов — к кому их отнести, к потомкам Сима, Хама или Иафета?
Но христианство, конечно же, не рухнуло. И даже не пошатнулось. Не рухнет оно и от обнаружения инопланетной жизни.
На вопрос о том, следует ли крестить инопланетян, хорошо ответил блаженный Августин — правда, у него спросили не про инопланетян, а про кентавра. Можно ли крестить кентавра? «Приводите кентавра, будем разбираться». Богословского осмысления требует реальность, а фантазии могут послужить почвой для занимательной игры ума, но не больше. Пока что все встреченные нами инопланетяне являются исключительно литературными персонажами.
Никаких признаков жизни — не говоря уже о разумной жизни — в космосе не обнаружено. Марс, который воображение фантастов кем только ни населяло, оказался полностью безжизненным. Огромные средства и усилия, затраченные на программу SETI, в ходе которой ученые пытались поймать разумные сигналы из космоса с помощью мощных радиотелескопов, так ни к чему и не привели.
И это космическое отсутствие является несомненной проблемой для атеистического мировоззрения.
Парадокс Ферми
С точки зрения атеизма наша планета никоим образом не является избранной — просто потому, что в мире без Бога ее некому было бы избирать. Земля — это просто одна из бесчисленных планет, обращающихся вокруг бесчисленных звезд в бесчисленных галактиках. Неживая природа породила жизнь, а жизнь — разум, без какого бы то ни было замысла, просто по действию неизменных и универсальных законов природы в течение очень долгого времени.
Но из этих двух посылок — земля не уникальна, жизнь возникла в ходе чисто естественных процессов — следует, что те же самые процессы происходят и во множестве других мест в мироздании. Если это так, во Вселенной уже должно быть множество цивилизаций, которые технологически превзошли землян, и, в то время как земляне еще только-только вышли в космос, наши братья по разуму уже должны освоить межзвездные перелеты. Если это так, то почему они не долетели до нас?
Этот парадокс носит имя физика Энрико Ферми, который впервые обратил на него внимание и поставил вопрос: «Где они? Почему мы не наблюдаем никаких следов разумной внеземной жизни, таких, например, как зонды, космические корабли или радиопередачи?»
Конечно, поклонники сериала «Древние Инопланетяне» воскликнут — да вот же! Они и пирамиды построили, научили древних египтян пользоваться электроэнергией, а инков — лазерами, и изображения их кораблей повсюду — от фресок древних майя до русских икон. Аудитория канала RenTV тоже припомнит, как на экране появлялись какие-то граждане, заявлявшие, что их похищали инопланетяне с целью забора биоматериалов.
Но серьезные ученые RenTV не смотрят и не в курсе этих волнующих свидетельств. Даже те из них, кто страстно желает найти послания от инопланетян — и посвящают всю жизнь работе в проекте SETI — признают, что пока ничего не нашли.
Это странное отсутствие инопланетян — в то время как в атеистической картине Вселенной они должны были бы быть — создает определенное напряжение. Люди верят, что инопланетяне вот-вот должны проявиться (как полагают ученые из SETI) или уже вовсю действуют на земле — как полагают более простодушные поклонники уфологии, «науки», исследующей «свидетельства» пребывания на земле инопланетных кораблей.
Инопланетяне как предмет веры
Но это именно вера — причем в том смысле, в котором веру определяют «новые атеисты» — «вера без доказательств», belief without evidence. В самом деле, посмотрим на ту же программу SETI со стороны — специалисты посвящают свою жизнь тому, чтобы при помощи специальных дорогостоящих сооружений искать в небесах неких могущественных, таинственных и премудрых существ, которые должны будут открыть нам некие важные истины о смысле жизни и о нашем месте во Вселенной, а также принести нам какие-то непостижимо огромные блага, о которых мы, на нашем уровне развития, не в состоянии даже и помыслить.
Это вполне узнаваемый вид человеческой активности — люди всегда, сколько себя помнят, вкладывали огромные ресурсы в возведение сооружений для поиска контактов с некими таинственными и могущественными существами за пределами их обычного опыта. И это — давайте назовем вещи своими именами — религия. Такие сооружения назывались храмами или святилищами, а существа, с которыми люди пытались завязать отношения — богами.
Если посмотреть на инопланетян несколько со стороны, это сходство с языческими богами просто бросается в глаза — более того, это очень популярная тема среди уфологов, которые полагают, что древние языческие божества — это на самом деле посещавшие землю инопланетяне. Мы почти можем с ними согласиться, признав, что дело обстоит чуть иначе: это инопланетяне — современные языческие боги.
Культовый фильм «Тесные контакты Третьего Вида» хорошо показывает этот религиозно-мистический характер уфологии. Герой слышит таинственный телепатический призыв пришельцев, бросает все — в том числе, не понимающую его семью — и устремляется на встречу с дивными, великими и таинственными существами, которые его призвали. Преодолев множество препятствий, он лицезреет существ из иного мира, и они уносят его в свои небесные чертоги.
Я помню, как в годы моего детства в СССР по рукам ходили едва различимые (их делали через пять слоев копировальной бумаги, если вы помните эту технологию) перепечатки «лекций» об инопланетянах, якобы посещающих Землю. Они вызывали горячий интерес. Когда стало возможным свободно печатать все что угодно, рынок оказался залит такого рода литературой, и люди охотно ее раскупали. Да и сейчас — и у нас, и на Западе — книги и фильмы об НЛО — это весьма активный и процветающий сегмент рынка.
Какую человеческую потребность он насыщает? Давайте признаем это — религиозную.
И в случае с несколько странноватыми уфологами, для которых инопланетяне уже явились и обитают среди нас, и в случае с аскетичными учеными из программы SETI, люди ищут премудрых, таинственных, ужасающих и невыразимо влекущих богов на небесных колесницах — разве что эти колесницы теперь выглядят как космические корабли.
Люди не могут избавиться от этой мощной потребности в чуде и тайне, в том, чтобы с небес на них смотрел кто-то могущественный и премудрый, чтобы в их жизни присутствовала mysterium tremendum et fascinans — тайна, завораживающая и повергающая в трепет.
Религия, не смеющая себя назвать
Однако, если мы прямо обозначим эти поиски разума в глубинах Вселенной именно как религию, сами ее адепты с нами не согласятся. Они вовсе не считают себя религиозными людьми. Они уверены, что все эти попытки услышать голоса звездных богов — это научный проект.
С этим трудно согласится. Естественные науки исследуют материю. Они не ищут контакта с таинственными разумными силами, которые откроют нам наше место во Вселенной. Такими вещами занимаются именно религии. Человек может считать себя твердым атеистом — и отпускать язвительные шуточки по адресу религии — и в то же время быть верующим в инопланетян.
Что же, мы, люди, религиозны, мы так сотворены. Не нужно стыдиться своего религиозного чувства. Проблема с поисками инопланетян не в том, что это религия, а в том, что это ложная религия. Инопланетяне — такие же ложные боги, как Зевс или Озирис.
Мы действительно призваны познать нечто невыразимо таинственное и прекрасное, доброе и могущественное. Бога, Его святых, ангелов, духовный мир. Отвергать веру в истинного Бога для того, чтобы тут же создавать себе суррогатных богов — старая проблема, и называется она идолопоклонством. И атеизм от нее ничуть не избавляет.