Интересное чтение для души и настроения

Он есть Истина

Евангелист Иоанн приводит поразительные слова Господа Иисуса Христа «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоан.14:6)». Иисус говорит не просто о том, что Он возвещает истину, или что что Он посланник от имени Истины, но что Он, Он лично и есть Истина. Что это может значить и как это понимать?

Прежде всего, Иисус обращается к людям, уже знакомым с Ветхим Заветом, в котором сказано, например, «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. (Иер.10:10)». Притязание Иисуса на то, что Истина — это Он, Иисус, это весьма ясное указание на то, что это Он — Бог живый и Царь вечный, одно из многих свидетельств Господа Иисуса о Своем Божественном достоинстве. Но что тут значит именно слово «истина»?

Мы обычно употребляем это слово применительно к утверждениям. «Волга впадает в Каспийское Море» — истинное утверждение. «Лошади кушают гамбургеры и кока-колу» — ложное.

Истина — это то, что соответствует действительности. Мы живем в мире, полном лжи и обмана — интернет сделал это особенно заметным. Мы читаем о громком судебном процессе, в котором каждая из сторон (и поддерживающие ее сегменты интернета) громко обвиняют друг друга во лжи. Мы видим, как могущественные державы обвиняют правителя другой, гораздо менее могущественной страны, во всяких страшных преступлениях, чтобы развязать против него войну.

Мы не знаем истины, кто первый начал, у кого был нож, а у кого было химическое оружие, и слышим только громкий крик агитаторов различных сторон, уверяющих, что всякий честный человек должен встать на их сторону. Беда в том, что встав, мы рискуем потом обнаружить, что все было не так, что нас ввели в заблуждение, что нарисованная нам картина была ложной — искаженной, преувеличенной, просто сфальсифицированной от начала до конца. Мы хотим знать истину, да вот только откуда...

Но людям всегда было ясно, что действительность не сводится к материальному миру и происходящих в нем событиях. Атеисты всегда составляли (и составляют) меньшинство человечества, а остальные спорили не о том, существует ли духовная реальность, а о том, что мы можем о ней сказать. В этой области тоже наблюдается — и всегда наблюдалась — большая разноголосица. Это понятно — потому что она тоже охвачена многочисленными конфликтами. Люди, полагавшие себя пророками и провидцами, гуру и учителями, философами и мудрецами, предлагали каждый свою версию истины — «истина состоит в том... нет в этом....». И на этом фоне и приходит Тот, кто говорит — «Истина — это Я. Обратитесь ко Мне».

Тут нам надо остановиться на одной притче, которую часто вспоминают — индийской притче о слоне. В ней речь идет о слепых, ощупывающих слона. Каждый из них трогает его с разных сторон — бок, хобот или ногу. Затем они описывают свои впечатления друг другу и начинают спор — один говорит, что слон подобен стене, другой — что дереву, третий, что лиане... Не подобны ли последователи различных религий этим слепым — они ухватили какую-то часть истины, а потом бессмысленно спорят?

Эта притча весьма поэтична, но в одном важном отношении она не работает. Слон — это просто бессловесное животное. Даже самый простоватый человек премудрее самого умного слона. Слон не ищет вступить в личные отношения со слепыми, завести с ними разговор, открыть им что-то о себе — да и не может. Это ведь всего лишь слон.

Бог не похож на слона. Он активно открывает Себя людям — потому что Он хочет, чтобы они познали Его, доверились Ему, вступили в Ним в общение. Он снисходит к людям, мягко и терпеливо обращаясь к ним на человечком языке, но он вовсе не оставляет нас путаться в догадках — Он открывает истину.

Бог обращается к нам со Своим словом — и это слово истинно. «Слово Твое есть истина. (Иоан.17:17)», говорит Евангелие. В ветхозаветную эпоху Бог сообщает людям некоторые важные вещи — что есть только один истинный Бог, сотворивший небо и землю, а остальные боги — ложные, что этот Бог требует от людей нравственного поведения, что Он пошлет Мессию, Спасителя, который таинственным образом избавит людей от зла и преобразит весь мир.

Бог Пророков истинен не только в том смысле, что Он говорит истину — но еще в нескольких. Он подлинен, Он настоящий, Он на самом деле — в отличие от фальшивых богов, которых навыдумывали себе язычники. Как говорит Пророк, «Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах... А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. (Иер.10:3-5, 10)»

В наше время и слова Пророков, и слова Господа, вызывают неприятие именно этой исключительностью истины — есть популярный американизм «истина для тебя, но не истина для меня».

Как иронично заметил какой-то англиканский епископ, не важно, во что верит человек — лишь бы он не верил в это всерьез. За этой постмодернистской «открытостью ко всем истинам» стоит очень глубоко укоренившийся атеизм — укоренившийся настолько глубоко, что его даже не провозглашают, как люди вроде Докинза, а просто подразумевают как что-то само собой разумеющееся.

Нет никого вообще, кто слышал бы молитвы, никакого Бога, никакого откровения, никакой вечной жизни — умрешь, закопают, лопух вырастет. Но это не значит, что надо быть против религии. Людям так легче жить, нравятся красивые обряды и хоровое пение? На здоровье! Только то, что Вашему соседу нравятся другие обряды, это же не повод для споров об «истине», верно? Один человек увлекается миром Толкина, по воскресеньям он отправляется в лес, чтобы с друзьями размахивать деревянными мечами и играть в эльфов. Другой — реконструктор, и любит с товарищами нарядиться в мундиры наполеоновских времен и побегать с бутафорскими ружьями. А третий — православный, он каждое воскресенье ходит в Церковь и участвует во всяких древних обрядах. О чем тут спорить, у каждого свое увлечение...

И вот Христос не говорит о том, что Он не есть «Истина для христиан», или «Истина по правилам этой ролевой игры». Он — подлинен. Он — на самом деле. Он — Господь, Спаситель и Судия, перед которым все мы однажды предстанем, верующие или неверующие, христиане или нехристиане. Признавать это — значит пребывать в истине, отрицать или игнорировать — значит пребывать в трагическом заблуждении, которое однажды откроется. Как говорит Писание, «человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр.9:27)».

Но Христос есть Истина в еще одном смысле. Он есть окончательная, подлинная и полная Истина о всем творении — о его сущности, происхождении, цели и предназначении. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. (Кол.1:16,17)». Все творение — галактики и пылинки, люди и ангелы — созданы Сыном Божиим и для Него. Величайшая истина о творении — это то, что оно, буквально, является творением, оно создано, вызвано из небытия с определенной целью — «в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. (Еф.1:10)».

Господь Иисус есть истина и о каждом конкретном творении — обо мне и о Вас, в частности. Кто я такой? Для чего я существую? На что мне надеяться? Как мне поступать? Ответом на все эти вопросы — истинным ответом — является Христос. Он создал Вас и меня, и он знает, каков Его замысел о нас.

Сергей Худиев.

Читайте также:

Дополнительная навигация: