Интересное чтение для души и настроения

Неделя после Рождества Христова (I)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Воображением мы представляем себя две тысячи лет назад. Какое чудесное чувство должно наполнять нас: уже целая неделя, что мир стал иным! Мир, который тысячелетиями был, как потерянная овца, теперь стал, как овца обретенная, поднятая на плечи Сыном Божиим, Который стал Сыном человеческим. Непроходимая пропасть, которую грех проложил между Богом и человеком, теперь хотя бы зачаточно преодолена: Бог вошел в историю, Сам Бог стал человеком, Бог облекся в плоть, и все видимое, то, что по нашей слепоте представляется нам мертвой, инертной материей, может узнать себя в славе в Его собственном теле. Случилось нечто небывалое, и мир уже не тот, что прежде.

Но в Воплощении есть и другая сторона: Бог стал человеком, и Бог во Христе говорил слова решающей правды, такой правды, которая, как дрожжи, брошенные в тесто, постепенно изменила весь мир. Бог открыл нам величие человека. Христос, ставший человеком, был доказательством, остается и останется навсегда доказательством, что человек так велик, так глубок, таинственно глубок, что он может не только вместить в себя Божественное присутствие, как храм, но может соединиться с Богом, стать причастником Божественной природы, как говорит апостол Петр в своем послании.

И человек настолько велик, что как бы далеко мы ни отпали от нашего призвания, как бы недостойны мы ни были, Бог никогда не восстановит с нами таких отношений, которые были бы меньше, чем Его Отцовство и наше родство с Ним как сыновей и дочерей Всевышнего. Блудный сын просил отца принять его как наемника, поскольку он недостоин называться сыном; но отец не пошел на это. Когда сын начал свою исповедь, отец остановил его прежде, чем он мог произнести эти слова, потому что Бог не соглашается на наше унижение, мы не рабы и не наемники. Не сказал ли Христос Своим ученикам: Я больше не называю вас слугами, потому что слуга не знает воли господина, а Я сказал вам всё…

И еще: во Христе нам открыто и Им провозглашено, что каждый отдельный человек есть предельная, высшая ценность, что Он живет и умирает за каждого из нас, что важны не коллективы, а каждый из нас. Каждый из нас, говорится в книге Откровения, имеет у Бога имя, и это имя будет открыто нам в конце времен, но его никто не знает, кроме Бога и получающего его, потому что имя это — наше отношение с Богом, единственное и неповторимое. Каждый из нас для Него единственный. Какое диво! Древний мир знал народы и расы, он знал рабов и господ, он знал категории людей; так же как и современный мир, который постепенно не только обмирщяется, но возвращается в язычество, различает людей по категориям, типам и группам; один только Бог знает живых людей, мужчин и женщин.

Христос принес или, вернее, провозгласил также новую справедливость, новую правду: не распределяющую или карающую справедливость закона, но правду иного рода. Когда Христос говорит нам: Пусть правда ваша будет больше правды книжников и фарисеев — Он говорит о том, как Бог относится к каждому из нас. Он принимает каждого из нас, какие мы есть; Он принимает доброго и злого, Он радуется доброму и умирает из-за того и во спасение того, кто зол. И Бог призывает нас помнить это и призывает нас такими быть не только в нашей христианской среде, но и в целом мире: относиться к каждому человеку с такой справедливостью — не судящей и не осуждающей, а видящей в каждом человеке всю красоту, которой Бог наделил его, и которую мы называем образом Божиим в человеке, преклоняться перед этой красотой, помогать этой красоте воссиять во всей ее славе, рассеивая все злое и низкое, и признанием ее в каждом давая путь этой красоте стать реальностью и победить.

Он открыл нам также такую любовь, какой прежний мир не знал, а современный мир, так же как и древний мир, так боится: любовь, которая согласна быть уязвимой, беспомощной, щедрой, жертвенной; любовь, которая дает без меры, любовь, которая дает не только то, что имеет, но и самоё себя. Вот что Евангелие, вот что Воплощение принесло в мир, и это в мире пребывает. Христос сказал, что свет во тьме светит, и тьма не может объять его, но не может и погасить. И свет этот светит и будет светить, но победит он только, если мы станем его провозвестниками и делателями заповедей о правде и о любви, если мы примем Божие видение о мире и принесем его миру, нашу веру, то есть нашу уверенность и надежду, единственную силу, которая может помочь другим начать жить заново. Но для того, чтобы начать жить заново, они должны увидеть новизну в нас. Мир зачаточно стал новым через соединение Бога с человеком, когда Слово стало плотью. Мы теперь должны стать откровением этой новизны, славой и сиянием Божиими во тьме или сумерках этого мира.

Да даст нам Господь смелость и любовь и великодушие быть Его провозвестниками и свидетелями, и да будет благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и во веки веков!

Аминь!


Митрополит Сурожский Антоний.

 

Книги митрополита Сурожского Антония в интернет-магазине «Озон»

Читайте также:

Дополнительная навигация: