Интересное чтение для души и настроения

Надежда за пределом надежды

Воскрешение дочери Иарировой (Лк. 8, 41-56)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангелие не говорит лишь о чудесах и о милосердии Божием; для меня, это Евангелие о надежде за пределом надежды.

В рассказе о дочери Иаира мы видим уже умершего ребенка; все «знают», что девочка умерла. Все настолько в этом уверены, что когда Сын Божий, ставший Сыном Человеческим говорит: «Нет! Не умерла, а уснула», — все перечат Ему: «Нет, умерла девочка!». И тогда Христос словом властным, но действием любви призывает девочку обратно в земную жизнь.

Кроме того, что здесь описано подлинное событие нашей человеческой истории, — не является ли это также притчей и образцом множества человеческих обстоятельств? Как часто мы говорим: «Нет смысла делать что-либо для этого человека, этот человек всё равно потерян... Ничем не исправишь то или другое положение, оно непоправимо». И мы должны помнить слова, сказанные Христом Петру, который спросил: «Но кто же тогда может спастись?» — И Господь ответил: «Что человеку невозможно, возможно Богу».

Надежда за пределом надежды: не потому, чтобы у нас были веские основания надеяться, но потому что мы можем со всей страстностью быть уверены, что не только Божественная любовь, но и человеческая любовь может вернуть к жизни то, что погибло. Люди, пришедшие в глубочайшее разрушение, люди, которые нам представляются безнадежно злыми, если их встретит жертвенная любовь (и здесь «жертвенная» — решающее слово), — жертвенная любовь Божия и такая же жертвенная любовь в нас самих, могут возродиться.

В случае дочери Иаира это произошло тут же, немедленно. В наших отношениях друг со другом и другими людьми на это могут потребоваться годы, годы терпеливой любви, годы, на протяжении которых мы будем отдавать себя, но также выносить, без конца терпеть самое невыносимое. И в конечном итоге может наступить возрождение. Возрождение может наступить еще здесь, на земле, в том смысле, что человек, которого считали безнадежно пропащим, начинает меняться, и мы видим чудо, и мы ликуем, и исполнившаяся надежда реальна, и радость переполняет сердце.

Но эта жертвенная любовь может быть в искупление еще другим образом. Один западный богослов, в период последней войны, когда чувства были глубокими, а боль — острой, сказал, что страдание есть место встречи зла с человечностью. Страдание всегда или наносится человеком, или человек отвернется и не поможет облегчить его. И страдание всегда врезается в душу и в тело другого человека. Но когда это случилось, жертва приобретает божественную власть простить, и прощением упразднить зло и искупить тех, кто это зло сотворил.

Задумаемся над этим. Эта мысль пришла мне не от собственных размышлений и не из собственной жизни, которая всегда была слишком легкой, чтобы я от себя мог произнести такие слова. Но после войны в одном из концентрационных лагерей был найден документ, написанный на клочке оберточной бумаги человеком, который умер в этом лагере. И суть этой записки — молитва, где говорится: «Господи, когда Ты придешь на землю Судьей, не осуди людей, которые так жестоко нас мучили; не вмени им их жестокости и нашего страдания, их насилия и нашего отчаяния, но взгляни на плоды, которые мы принесли: терпением, смирением, силой духа, прощением, лояльностью, солидарностью; и пусть эти плоды будут вменены им во спасение. Не дай, чтобы память о нас в вечности была бы их ужасом; пусть она будет их спасением».

Это — тоже надежда за пределом надежды. И для меня она связана с контрастом между грешной, ложной, слепой уверенностью людей в доме девочки: они насмехаются над Христом, они «знают», что девочка мертва; надежда излишня, она потонула в отчаянии. И — победа любви и милосердия, которая явлена в этом событии, но которая так многообразно может простереться и в нашу личную жизнь, — на самом незатейливом уровне и на самом героическом.

Давайте задумаемся над этим и изберем ту надежду, которая за пределом надежды, изберем ту любовь и ту веру, которые побеждают. Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний.

 

Читайте также:

Дополнительная навигация: