На минувшей неделе, с приходом развитой осени, Истинному Учителю Истины (то есть мне) пришлось установить на входе в кабинет секретный девайс, переделанный из рамки металлоискателя. Он реагирует противным писком на тайно проносимые посетителями мысли о Тайланде.
Эта мера оказалась необходимой, поскольку сами больные зачастую не сознают своего намерения бомбардировать меня слонами и самбуками. Они заходят издалека — для начала пытаясь выдавить из меня согласие на то, что стабильности нет и Сибирь обязательно отберут китайцы. Лишь потом они стыдливо делятся, что всего за миллион батов в Тайланде можно купить отличный дом с прислугою и нормально жить там даже на их будущую пенсию. Хотя тут, конечно, все-таки Родина.
Мои проницательные Читатели, конечно, догадываются, как я реагирую на мечтательное слово «пенсия» от статных пузатых юнцов под сорок. Но страдают они в итоге не за это, а за глубокое лицемерие.
На самом деле этим больным не хочется даже в Таиланд. Им плевать на Сибирь. Они не верят ни в какую стабильность и уже тем более ни в каких китайцев. И если поскрести их состоящие из взаимоисключающих параграфов легенды — то под угрозами сбежать с нестабильного и нечуткого Севера к стабильным чутким слонам обнаружится что-нибудь до смешного мелкое. Вроде желания не мучиться моралкой после измены жене в командировке.
Внимательно изучив это явление, я позвонил профессору Инъязову, вернувшемуся как раз из командировки — и как раз в Таиланд, где Сопромат Инъязович изучал последствия наводнения. Профессор был мрачен (последствия наводнения таковы, что в мире будут голодать без дешёвого риса еще миллионов сто) и мрачно обозвал терзающее моих больных расстройство «синдромом Хотябыча».
Этот печальный каламбур точно указывает на компенсационную и глубоко сказочную суть болезни. Ибо инфицированные ею рассматривают все творимые ими мелкие безобразия в качестве недостаточного, но хотя бы какого-то вознаграждения за лишения, которые они добровольно терпят.
Типичный хотябыч, в отличие от персонажа известной детской книги — как правило, далеко не старик. Куда важнее другое: он принципиально не творит чудес. Ибо, по глубокому убеждению жертвы Хотябыч-синдрома — истинное чудо хотя бы то, что он выдерживает средневялый ритм жизни в этом чудовищно загруженном, загазованном и коррумпированном нестабильном климате. Из-за этого постоянного стресса у него и так уже начала портиться фигура и (в мужском варианте) вылезать волосы.
Из-за этого постоянного стресса ему нужна, хотя бы иногда, эмоциональная разрядка, какие-то небольшие радости и иногда просто элементарно расслабиться. Поэтому он время от времени выкидывает нечто феерическое, вроде выкапывания общественной клумбы с вывозом цветов к себе на дачу, деньрожденческой копуляции в офисном санузле с глубоко безразличными ему коллегами или отъезда на очередную рыбалку с ребятами вместо этого утомившего вечнообещаемого мелкому зоопарка.
Кто-то скажет, что больной ведёт себя некрасиво — но он хотя бы работает каждый день и в общем добросовестно. Ведь работает же, верно? Требовать от него одного совершенства в коррумпированном климате глупо. Если честно, он давно мог бы смотаться в Таиланд — а вместо этого, как ослик, тащит на себе всё это.
... Хотябычи как явление возникли на стыке двух поведенческих установок: традиционной моральной, которой очень много лет, и беззаботно-потребительской образца 1970-х — 2000-х годов. Поскольку установки эти друг другу диаметрально противоречат, больные интуитивно нащупали способ более-менее мирного их сосуществования. А именно: делать вид, будто их желание беззаботно попотреблять по мелочи — всего лишь побочный эффект их же глобальной моральности. Для того, чтобы их моральность выглядела глобальнее — она нагружается разнообразными фиолетовыми напастями вроде дворницкого беспредела, китайской угрозы и Всеобщей Продажности, которые приходится терпеть.
Современный хотябыч — это вывернутый наизнанку бодхисаттва, и этим все сказано. Если традиционный персонаж буддийской мифологии замирал на грани полной свободы и возвращался в мир страданий из любви к Человечеству — то современная пародия на него шантажирует реальность тем, что она сейчас ка-ак не выдержит и растворится в гармонии. И предъявляет за продолжение своих страданий райдер, длины которого постыдился бы сам Пауль Маккартни.
Хотябычи страдают своеобразным раздвоением нормы: живя во вполне хорошо понятой ими реальности и пользуясь ею на всю катушку — они тем не менее не забывают, что нормальная реальность куда теплее и вежливее. И, просто сидя посреди этой — они накапливают право на бонусы, премиальные и северные.
В итоге, где бы они ни жили и кем бы ни работали, окружающая Родина в их восприятии остается суровой нефтяной платформой в ледовитом океане, на которой они вкалывают среди торосов и айсбергов. (Поскольку дело происходит среди айсбергов — вкалыванием по определению именуется всё, вплоть до решения сканвордов). В перерывах между вахтами в таких условиях просто положено расслабляться. Это даже в интересах дела — ибо помогает хотябычу как трудовой единице переносить нестабильную коррупцию и скорое китайское вторжение. Хотябычи вооружены боевыми мантрами «Уж лучше пей да дело разумей», «Левак укрепляет брак» и «Строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения» — и не задумываясь пускают их в ход. Это делает их особенно опасными для неокрепшего молодого поколения.
Чем вредны хотябычи для Человечества? Они не вредны, они лишь субстрат для настоящего вреда. Треснувшая моральность хотябычей подобна вечно разбиваемому стеклу в подъезде, которое необходимо постоянно заново вставлять — иначе оно создаст вполне извинительный антураж для удобрения лифтов, распития яг и отоваривания заходящих с сумками бабок с локтя по затылку.
Впрочем, массовое лечение хотябычей (вплоть до их самой запущенной формы — поравалитиков) уже не за горами. Все указывает на то, что Землю ждут довольно суровые годы. Как учит исторический опыт, они нередко оказывают на переживших их удивительно целебный эффект.